ОГРАБЬ РЯДОВОГО РАЙАНОВА!
Российское Министерство обороны в очередной раз залезло в карманы своих солдат
Гамбургер с салом
Ах, какой восторженный писк издавали околокремлевские средства массовой дезинформации, когда очередной министр обороны или верховный главнокомандующий расписывал прелести грядущего перехода армии на контрактную систему! Нам обещали, что бравые контрактники-профессионалы будут получать почти как американские морпехи, жить в отдельных квартирах, а в свободное от подвигов время пользоваться всеми благами цивилизации.
Реальность обернулось бессовестным обманом, о чем наша газета писала еще в позапрошлом году. Участвовавшие в телемарафоне «Черный тюльпан» псковские десантники сообщили, как вместо обещанных квартир их поселили в слегка подкрашенные казармы и даже в мелочах, не требующих финансирования, постарались надуть. Положен, например, контрактной десантуре свободный выход в город во внеслужебное время, а начальство им фигу без масла! («Десять лет на месте», «Версия в Питере», №50, 2004 г.).
Неудивительно, что служить по контракту в таких условиях желающих оказалось маловато. Между тем отчитываться о неуклонной контрактизации генералам надо. И тогда самые хитроумные полководцы нашли поистине гениальный выход из положения. Технология простейшая. Приезжает его превосходительство в часть, которую я, пока идет судебное разбирательство, назову, скажем, Оклахомским мотострелковым полком, застраивает личный состав и душевно с ним беседует. Примерно вот так.
– Сколько осталось служить, орлы? – спрашивает папахоносный товарищ.
– Девять месяцев! – бойко клекочут орлы.
– А хотите всего три?
– ???
– Тогда желающие могут подписать трехлетний контракт. Поедете миротворцами в Абхазию, через три месяца контрактик мы разрываем, и гуляйте! Еще и деньжат заработаете!
Поняли теперь, что в российских вооруженных силах называется службой по контракту? Вот это самое и называется! На разрекламированную профессиональную армию оно походит не более, чем обнаруженный мною в замызганной забегаловке специфический продукт на изделие «Макдоналдса». До сих пор не могу забыть те два засохших ломтя булки, торчащую из них зеленоватую субстанцию и гордо украшающий товар ценник: «Гамбургер с салом».
Плохой хороший человек
Соблазнившись досрочным увольнением, группа бойцов согласилась подписать сомнительный контракт. Среди них оказался и солдат, которого я, опять же до окончания суда, буду называть рядовым Райановым. Честно отслужив три месяца в миротворческом контингенте, боец отправился на заслуженный дембель, но его радость отравляли два неприятных момента. Для начала Райанову навесили чрезвычайно скверную характеристику.
Согласно ей, наш миротворец за все время службы «зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Возложенные обязанности заместителя командира взвода и поставленные задачи выполняет не в срок и не качественно. За личным составом и своей техникой смотрит не должным образом. Обязанности командира знает удовлетворительно. Систематически нарушает воинскую дисциплину, распорядок дня и форму одежды. Не оказывает уважение своим командирам и старшим начальникам, не уважает честь и достоинство своих сослуживцев. Плохо знает и владеет вверенной ему техникой и оружием. Форму носит опрятно. Физически развит хорошо. Военную тайну хранить умеет».
Выглядит такой текст более чем странно, поскольку на срочной воинской службе Райанов находился на хорошем счету. «На занятиях по боевой подготовке показывает хорошие навыки. Материальную часть вооружения знает хорошо. Постоянно совершенствует свои навыки. Общевоинские уставы знает и руководствуется ими в повседневной деятельности. Все приказы командиров и начальников выполняет в указанные сроки. Общителен. Физически развит хорошо. Военную форму носит аккуратно», – писал о нем командир взвода. Неужели за три месяца образцовый воин настолько испортился? Есть все основания считать, что он остался вполне добросовестным парнем, а дрянная характеристика выписана для оправдания досрочного расторжения контракта.
Представьте, каково придется Райанову, вздумай он снова пойти в армию или, скажем, в милицию? Доступ к ряду сугубо штатских должностей бывшему контрактнику тоже закрыт, и вообще кадровики вряд ли придут в восторг, читая про хама и разгильдяя, хотя и умеющего хранить военную тайну. А чтобы и до того жизнь медом не казалась, бывшего миротворца нагрели на изрядную сумму денег. То есть не выплатили положенные за время командировки в Абхазию суточные.
Злой дух бояр
Помните, как смачно Алексей Толстой описывал в романе «Петр Первый» неспешные заседания боярской Думы? Мне особенно нравится эпизод, в котором почтенные думцы решают вопрос о финансировании очередной зачистки крымско-татарских экстремистов.
«Зиновьев, захватив горстью бороду, проговорил:
– Наложить бы еще какую подать на посады и слободы... Ну хошь бы на соль...
Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:
- На лапти еще налогу нет...
– Истинно, истинно, – зашумели бояре, – мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей – вот и побьем хана...
Легко стало боярам. Решили дело. Иные вытирали пот, иные вертели пальцами, отдуваясь. Иные от облегчения пускали злого духа в шубу».
На первый взгляд, наши изящные министры и элегантные генералы совсем не похожи на попукивающее в соболиные меха боярство. Но, ознакомившись с приказом министра обороны РФ №355 от 10 августа 1999 года, я почему-то сразу почуял его характерный дух. Согласно подпункту «б» пункта 23 этого документа поездки военнослужащих в составе воинской части не являются командировками. Вот если генерал в индивидуальном порядке отправился инспектировать военную базу, где изумительно клюет форель, ему суточные вынь да положь! А коли саперную роту перебросили в Сухум фугасы обезвреживать – хлопцы перебьются!
Поскольку приказ №355 появился перед самой чеченской кампанией, можно предположить, что сэкономленные суточные планировалось потратить на разгром орд Масхадова. Не менее вероятно частичное перераспределение вырученных средств на улучшение жилплощади какого-нибудь заслуженного военачальника, достраивающего особнячок на Рублевке. Только Райанову столь высокие материи оказались неинтересны, и он, не вдаваясь в подробности, решил отбить честно заработанные деньги.
Так как на дворе все же не XVII век, рядовой не присоединился к ватаге Стеньки Разина, а законопослушно направился в суд, который благополучно и указал ему на дверь. Оформить кассационную жалобу бывшему миротворцу помог известный петербургский юрист Георгий Кереселидзе. Беспардонное поведение бояр из военного ведомства возмутило Георгия Валентиновича, и он из принципа взялся за дело безвозмездно.
Чудеса факультативной юстиции
Тем временем прочие рядовые и сержанты с невыплаченными суточными начали тоже заваливать суды своими исками, а Министерство обороны возглавил обаятельный Сергей Борисович Иванов. В позапрошлом году приказ №355 слегка скорректировали. Теперь миротворцам позволено получать аж 30% от положенных ранее суточных! Почему дипломаты и сотрудники гражданских ведомств получают их полностью, а солдаты, ежедневно рискующие жизнью, меньше чем на треть? Похоже, господина Иванова и его шефа – верховного главнокомандующего вооруженными силами России Владимира Путина – подобные мелочи не слишком волнуют.
Вопрос о компенсации для военнослужащих, не получавших суточные с 1999 по 2004 год, даже не ставится, и процессы продолжаются до сих пор. Одни суды выносят приговоры в пользу пострадавших, другие в абсолютно таких же обстоятельствах отстаивают честь военного ведомства. Военные юристы пытаются отстаивать выгодные начальству судебные решения, но получается у них весьма коряво.
«Что же касается единоличного или в составе подразделения (воинской части) следования военнослужащего в другую местность, то данный юридический факт по своему правовому значению является факультативным, хотя при рассмотрении некоторых гражданских дел он, действительно, может иметь определенное правовое значение, – уныло рассуждают служители камуфлированной Фемиды. – Некоторые суды решение вопроса о разграничении служебной командировки и перевода к новому месту службы сводят лишь к выяснению факта выдачи военнослужащему командировочного удостоверения. При установлении факта выдачи такого удостоверения суды по формальному признаку без выяснения существа возникающих правоотношений делают вывод о направлении военнослужащего в служебную командировку. Такой подход является ошибочным».
Несомненно, признание бумаг, выданных собственным командованием, факультативными (то есть необязательными) документами – величайшее достижение нашей военной юриспруденции! А какие замечательные перспективы разворачиваются перед армией, которую кремлевские бояре радуют то описанными выше «контрактами», то столь своеобразным их выполнением, то признанием собственных документов филькиной грамотой! Вот будет весело, если в следующий раз таковыми признают приказы командующих округов, министра обороны или самого верховного главнокомандующего! Выйдет народ на улицы, а там август 1991-го или того хуже – февраль 1917-го, со всеми вытекающими последствиями.
Российское Министерство обороны в очередной раз залезло в карманы своих солдат
Гамбургер с салом
Ах, какой восторженный писк издавали околокремлевские средства массовой дезинформации, когда очередной министр обороны или верховный главнокомандующий расписывал прелести грядущего перехода армии на контрактную систему! Нам обещали, что бравые контрактники-профессионалы будут получать почти как американские морпехи, жить в отдельных квартирах, а в свободное от подвигов время пользоваться всеми благами цивилизации.
Реальность обернулось бессовестным обманом, о чем наша газета писала еще в позапрошлом году. Участвовавшие в телемарафоне «Черный тюльпан» псковские десантники сообщили, как вместо обещанных квартир их поселили в слегка подкрашенные казармы и даже в мелочах, не требующих финансирования, постарались надуть. Положен, например, контрактной десантуре свободный выход в город во внеслужебное время, а начальство им фигу без масла! («Десять лет на месте», «Версия в Питере», №50, 2004 г.).
Неудивительно, что служить по контракту в таких условиях желающих оказалось маловато. Между тем отчитываться о неуклонной контрактизации генералам надо. И тогда самые хитроумные полководцы нашли поистине гениальный выход из положения. Технология простейшая. Приезжает его превосходительство в часть, которую я, пока идет судебное разбирательство, назову, скажем, Оклахомским мотострелковым полком, застраивает личный состав и душевно с ним беседует. Примерно вот так.
– Сколько осталось служить, орлы? – спрашивает папахоносный товарищ.
– Девять месяцев! – бойко клекочут орлы.
– А хотите всего три?
– ???
– Тогда желающие могут подписать трехлетний контракт. Поедете миротворцами в Абхазию, через три месяца контрактик мы разрываем, и гуляйте! Еще и деньжат заработаете!
Поняли теперь, что в российских вооруженных силах называется службой по контракту? Вот это самое и называется! На разрекламированную профессиональную армию оно походит не более, чем обнаруженный мною в замызганной забегаловке специфический продукт на изделие «Макдоналдса». До сих пор не могу забыть те два засохших ломтя булки, торчащую из них зеленоватую субстанцию и гордо украшающий товар ценник: «Гамбургер с салом».
Плохой хороший человек
Соблазнившись досрочным увольнением, группа бойцов согласилась подписать сомнительный контракт. Среди них оказался и солдат, которого я, опять же до окончания суда, буду называть рядовым Райановым. Честно отслужив три месяца в миротворческом контингенте, боец отправился на заслуженный дембель, но его радость отравляли два неприятных момента. Для начала Райанову навесили чрезвычайно скверную характеристику.
Согласно ей, наш миротворец за все время службы «зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Возложенные обязанности заместителя командира взвода и поставленные задачи выполняет не в срок и не качественно. За личным составом и своей техникой смотрит не должным образом. Обязанности командира знает удовлетворительно. Систематически нарушает воинскую дисциплину, распорядок дня и форму одежды. Не оказывает уважение своим командирам и старшим начальникам, не уважает честь и достоинство своих сослуживцев. Плохо знает и владеет вверенной ему техникой и оружием. Форму носит опрятно. Физически развит хорошо. Военную тайну хранить умеет».
Выглядит такой текст более чем странно, поскольку на срочной воинской службе Райанов находился на хорошем счету. «На занятиях по боевой подготовке показывает хорошие навыки. Материальную часть вооружения знает хорошо. Постоянно совершенствует свои навыки. Общевоинские уставы знает и руководствуется ими в повседневной деятельности. Все приказы командиров и начальников выполняет в указанные сроки. Общителен. Физически развит хорошо. Военную форму носит аккуратно», – писал о нем командир взвода. Неужели за три месяца образцовый воин настолько испортился? Есть все основания считать, что он остался вполне добросовестным парнем, а дрянная характеристика выписана для оправдания досрочного расторжения контракта.
Представьте, каково придется Райанову, вздумай он снова пойти в армию или, скажем, в милицию? Доступ к ряду сугубо штатских должностей бывшему контрактнику тоже закрыт, и вообще кадровики вряд ли придут в восторг, читая про хама и разгильдяя, хотя и умеющего хранить военную тайну. А чтобы и до того жизнь медом не казалась, бывшего миротворца нагрели на изрядную сумму денег. То есть не выплатили положенные за время командировки в Абхазию суточные.
Злой дух бояр
Помните, как смачно Алексей Толстой описывал в романе «Петр Первый» неспешные заседания боярской Думы? Мне особенно нравится эпизод, в котором почтенные думцы решают вопрос о финансировании очередной зачистки крымско-татарских экстремистов.
«Зиновьев, захватив горстью бороду, проговорил:
– Наложить бы еще какую подать на посады и слободы... Ну хошь бы на соль...
Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:
- На лапти еще налогу нет...
– Истинно, истинно, – зашумели бояре, – мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей – вот и побьем хана...
Легко стало боярам. Решили дело. Иные вытирали пот, иные вертели пальцами, отдуваясь. Иные от облегчения пускали злого духа в шубу».
На первый взгляд, наши изящные министры и элегантные генералы совсем не похожи на попукивающее в соболиные меха боярство. Но, ознакомившись с приказом министра обороны РФ №355 от 10 августа 1999 года, я почему-то сразу почуял его характерный дух. Согласно подпункту «б» пункта 23 этого документа поездки военнослужащих в составе воинской части не являются командировками. Вот если генерал в индивидуальном порядке отправился инспектировать военную базу, где изумительно клюет форель, ему суточные вынь да положь! А коли саперную роту перебросили в Сухум фугасы обезвреживать – хлопцы перебьются!
Поскольку приказ №355 появился перед самой чеченской кампанией, можно предположить, что сэкономленные суточные планировалось потратить на разгром орд Масхадова. Не менее вероятно частичное перераспределение вырученных средств на улучшение жилплощади какого-нибудь заслуженного военачальника, достраивающего особнячок на Рублевке. Только Райанову столь высокие материи оказались неинтересны, и он, не вдаваясь в подробности, решил отбить честно заработанные деньги.
Так как на дворе все же не XVII век, рядовой не присоединился к ватаге Стеньки Разина, а законопослушно направился в суд, который благополучно и указал ему на дверь. Оформить кассационную жалобу бывшему миротворцу помог известный петербургский юрист Георгий Кереселидзе. Беспардонное поведение бояр из военного ведомства возмутило Георгия Валентиновича, и он из принципа взялся за дело безвозмездно.
Чудеса факультативной юстиции
Тем временем прочие рядовые и сержанты с невыплаченными суточными начали тоже заваливать суды своими исками, а Министерство обороны возглавил обаятельный Сергей Борисович Иванов. В позапрошлом году приказ №355 слегка скорректировали. Теперь миротворцам позволено получать аж 30% от положенных ранее суточных! Почему дипломаты и сотрудники гражданских ведомств получают их полностью, а солдаты, ежедневно рискующие жизнью, меньше чем на треть? Похоже, господина Иванова и его шефа – верховного главнокомандующего вооруженными силами России Владимира Путина – подобные мелочи не слишком волнуют.
Вопрос о компенсации для военнослужащих, не получавших суточные с 1999 по 2004 год, даже не ставится, и процессы продолжаются до сих пор. Одни суды выносят приговоры в пользу пострадавших, другие в абсолютно таких же обстоятельствах отстаивают честь военного ведомства. Военные юристы пытаются отстаивать выгодные начальству судебные решения, но получается у них весьма коряво.
«Что же касается единоличного или в составе подразделения (воинской части) следования военнослужащего в другую местность, то данный юридический факт по своему правовому значению является факультативным, хотя при рассмотрении некоторых гражданских дел он, действительно, может иметь определенное правовое значение, – уныло рассуждают служители камуфлированной Фемиды. – Некоторые суды решение вопроса о разграничении служебной командировки и перевода к новому месту службы сводят лишь к выяснению факта выдачи военнослужащему командировочного удостоверения. При установлении факта выдачи такого удостоверения суды по формальному признаку без выяснения существа возникающих правоотношений делают вывод о направлении военнослужащего в служебную командировку. Такой подход является ошибочным».
Несомненно, признание бумаг, выданных собственным командованием, факультативными (то есть необязательными) документами – величайшее достижение нашей военной юриспруденции! А какие замечательные перспективы разворачиваются перед армией, которую кремлевские бояре радуют то описанными выше «контрактами», то столь своеобразным их выполнением, то признанием собственных документов филькиной грамотой! Вот будет весело, если в следующий раз таковыми признают приказы командующих округов, министра обороны или самого верховного главнокомандующего! Выйдет народ на улицы, а там август 1991-го или того хуже – февраль 1917-го, со всеми вытекающими последствиями.