Посетив обще-СНГ-овские военно-патриотические сборы в посёлке Опухлики Великолукского района, коротенько отписался для организаторов по истории Великих Лук в Великую Отечественную войну.

СЕВЕРНЫЙ СТАЛИНГРАД

В 1941 году Великие Луки стали одним из первых русских городов, освобождённых от гитлеровских оккупантов, а через полтора года советские войска вторично освободили город, окружив и уничтожив крупный гарнизон противника.


Указ президента РФ от 28 октября 2008 года о присвоении Великим Лукам почётного звания «Город воинской славы» старый форпост России заслужил давно. Ещё в XVI-XVII веках крепость героически сопротивлялась польским интервентам, в рядах которых сражались также венгерские и немецкие наёмники.

Оборона Великих Лук во время Ливонской войны и Смуты во многом предвосхитила кровавые бои, центром которых город стал в годы Великой Отечественной. Достаточно сказать, что в дневнике начальника генштаба германской армии Франца Гальдера за месяц с небольшим Великие Луки упоминались 15 раз. Нависая над северным флангом, группы армий центр, сосредоточенные там войска, угрожали немецким коммуникациям и препятствовали наступление на Москву, а захват города передовыми частями 19-й танковой дивизии 18 июля 1941 года стал лишь прологом к жестокому пятинедельному сражению, сорвавшему первоначальные планы противника. Уже через два дня дивизии 22-я армии, местный батальон народного ополчения и части, выходящие из окружения под Невелем, атаковали Великие Луки с нескольких сторон.

«На северном фланге группы армий нашим войскам, к сожалению, пришлось оставить Великие Луки. Это очень невыгодно. – Писал Гальдер 21 июля, а на следующий день отмечал. – Шансы на крупный успех операции, которая привела бы к подавляющему превосходству на нашей стороне, значительно уменьшились».

«Из кольца окружения под Невелем, на создание которого бросили так много сил и средств, ускользнуло значительное количество русских войск. Великие Луки, оперативное значение которых ОКХ (главное командование сухопутных войск Германии) понимало лучше, чем группа армий «Центр», пришлось оставить. – Отмечал в те же дни командующий 3-й танковой группой Герман Гот. – Воля русского народа ещё не сломлена».

Неудачей закончился и второй штурм города. «Завтра намечено предпринять наступление в районе Великих Лук. – Читаем мы в дневнике начальника Генштаба 1 августа 1941 года, а уже 3 августа Гальдер с грустью сообщает. – Провал наступления объясняется тем, что 251-я и, по-видимому, 253-я пехотные дивизии оказались неготовыми к выполнению такой задачи. О наступлении на этом участке больше не может быть и речи».

Лишь 24 августа, после прорыва врага на соседних участках, гарнизон Великих Лук оставил город, но сопротивление его жителей не прекратилось. Уже в октябре Гальдер с тревогой писал об успешных диверсионных действиях подпольшиков, которые сожгли паровозоремонтные мастерские и вывели из строя изрядную часть железнодорожного состава, а 30 января 1942 года к городу приблизились 257-я стрелковая дивизия и 31-я стрелковая бригады 3-ей ударной армии.

Тогда город освободить не удалось. Ранее продвинувшись почти на 200 километров, советские войска понесли большие потери, а германское командование срочно перебросило в Великие Луки из Европы свежую 83-ю пехотную дивизию. Вокруг города продолжались бои местного значения. В ходе одного из них, совершил подвиг 83-летний житель деревни Куракино Матвей Кузьмин. Вызвавшись провести вражеский батальон в советский тыл, он послал внука предупредить своих и вывел гитлеровцев под пулеметы советской засады. Немецкий офицер застрелил Кузьмина, но батальон был разбит, а запланированный противником контрудар с целью отбросить части 3-й ударной армии от города – сорван.

Решающее сражение под Великими Луками началось 24 ноября 1942 года. На этот раз для наступления удалось сосредоточить крупные силы. В состав 3-й ударной армии генерал-майора Кузьмы Галицкого вошло 13 стрелковых дивизий, механизированный корпус, 3 стрелковые, 2 лыжные и 5 танковых бригад, поддержанных многочисленной артиллерией и авиацией. В качестве представителя Ставки операцию курировал маршал Георгий Жуков указавший, что в задачу войск входит не только освобождение города, но и отвлечение от Сталинграда максимума сил противника. Обе задачи были выполнены. Гитлеровцы, которые также планировали ударами от Великих Лук и Ржева окружить, вклинившиеся в их расположения войска Калининского фронта, бросили в бой до 10 дивизий. Кроме того из состава двух танковых дивизий действовавших южнее было взято по танковому батальону.

Уже 27 ноября 83-я пехотная дивизия (без одного полка и части тыловых частей, но с несколькими артиллерийскими дивизионами, предназначенными для поддержки наступления) была окружена. В двух котлах – в самом городе и в районе юго-западнее Великих Лук оказалось 7500 немецких солдат.

Командир 83-й дивизией генерал-лейтенант Шерер, зимой 1942 года успешно удержавший окружённый Холм на этот раз заблаговременно покинул свои войска. Заменившему его подполковнику фон Зассу Гитлер приказал удерживать город до последнего, организовав снабжение гарнизона по воздуху и две операции по прорыву окружения. В ходе одной из них немецкая группировка подошла к городу почти вплотную, а егерский батальон с 9 танками даже прорвался к фон Зассу, но кольцо немедленно сомкнулось опять. Затем вклинившиеся в советские позиция немцы стали спешно отступать, чтобы самим не попасть в котёл и судьба гарнизона была решена. Прорваться смогло лишь 326 человек. Огромные потери понесли и соединения, брошенные на деблокаду города. На 22 декабря 1942 года в пехотных полках 291-й германской дивизии осталось 576 боеспособных солдат. С советской стороны особенно пострадал 8-й эстонский стрелковый корпус, часть бойцов которого не имели боевого опыта, а многие ввиду антисоветских настроений, сдавались или перебегали к противнику.

Окончательно Великие Луки удалось очистить от противника лишь к 20 января 1943 года. Красная Армия потеряла свыше 104 тысяч человек, в том числе 30 тысяч убитыми и около 1,5 тысяч пленными и дезертирами (почти все из эстонского корпуса). Немцы потеряли 63 тысячи человек, в том числе свыше 17 тысяч убитыми и 4 тысячи пленными. В качестве трофеев 3-я ударная армия взяла около 200 орудий, миномётов и реактивных установок, 22 танка и броневика, более 200 автомобилей, паровозов и мотоциклов. В отличие от Сталинграда списать поражение на малобоеспособных итальянских и румынских союзников было невозможно. Уничтожение великолукской группировки и одновременный прорыв блокады Ленинграда, показал, что советские войска способны бить и чисто германские части, обороняющиеся на заранее подготовленных позициях, причём при сопоставимых потерях. Крах Третьего Рейха стал неизбежен.

Карты тут.

edapskov.narod.ru/map28.jpg
nskslovar.narod.ru/war/novosokolniki.files/map_...
militera.lib.ru/h/isaev_av6/ill.html

Комментарии
14.05.2010 в 11:38

Отдел по борьбе с такими, как вы
Опухлики - чудесное название. Статья познавательная, спасибо.
14.05.2010 в 13:19

Нож не режет свою рукоятку.
Помню, в школьные времена читанный рассказ "Последний день Матвея Кузьмина".

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии