Для "Новостей Петербурга"
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ХАЛТУРЫ
Благословленная покойным патриархом Алексием Всероссийская олимпиада по основам православной культуры превращается в посмешище.
Открывая страничку юмора в какой-нибудь газете, многие первым делом ищут отрывки из школьных сочинений. Там такое встречается, что никакому Жванецкому или Задорнову не придумать!
«Когда туман pассеялся, князь увидел татаpо-монгольское иго», – описывает одно дитятко начало Куликовской битвы. «В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину», – рассказывает о тонкостях взаимоотношений пушкинских героев другое. «Маша имела сношения с Дубровским через дупло», – развивает тему третье.
Но это обычные мальчики и девочки, мечтающие рвануть с урока на дискотеку. В рефератах на Олимпиадах, куда попадают работы школьников, всерьез интересующихся предметом, такие ляпы редкость. Точнее, были таковой – до завершения регионального этапа Всероссийской олимпиады по недавно введенным «Основам православной культуры».
Мероприятие, благословленное еще покойным патриархом Алексием и проходящее под лозунгом «Русь Святая, храни веру Православную!», должно было продемонстрировать маловерам, сколь успешно светские и духовные власти внедряют новый предмет, а благодарные чада просветляются и преисполняются благодати.
Просветленные чада зажгли не по-детски. Почему-то особенно «повезло» в их скорбных трудах святому Сергию Радонежскому. В одной из работ он получил высокое звание «Монарх московской церкви». В другой сообщается, что по молитвам Сергия «дети учились хорошо в школе, а студенты успешно сдавали экзамены в вузы». «Быть грамотным было для него не важно. Он стал монахом», – бодро настрочил ребенок, явно меряя святого Сергия по себе.
Еще хуже пришлось несгибаемому блюстителю старинных православных обрядов протопопу Аввакуму. В творениях юных олимпийцев он фигурирует как Протопок Овакум, Протанов Авакур и Протокот Авокун.
Из русских царей особой любовью участников пользуется Иван Грозный. В олимпиадных работах можно ознакомиться с притчей о его блудном сыне и узнать, что «Кончину Ивана Грозного можно назвать христианской – его же не убили, он умер своей смертью!». Не меньше, чем грозному государю, повезло и его заклятому врагу князю Курбскому. Высокородного предателя последовательно обозвали Курдским, Кубанским, Кубинским и даже Крупским.
«Храм св. Софии есть в Константинополе, Татарстане и Википедии», – бодро излагает нам один юный знаток православия. «Имя «Казанская» Богородица получила потому, что Она жила в Казани», – смело правит Новый Завет его конкурент. «Опера «Жизнь за царя» создана в 1836 году. Автор этого произведения – Иван Сусанин», – гордится своей эрудицией еще один полуфиналист…
Повторяю: речь идет не об обычных сочинениях, а о работах, прошедших школьные и муниципальные Олимпиады по всей России, включая и наш край! Наличие в них таких шедевров доказывает либо отвратительное качество преподавания, либо глубочайшее равнодушие детей и учителей, а, скорее всего, и то, и другое.
Удивляться тут нечему. Внедрение искусственного и по большому счету бессмысленного предмета при отсутствии нормальных учебных пособий и квалифицированных преподавателей только к такому результату и приводит. И это еще самый безобидный вариант. Если «Основы православной культуры» будут внедрять и далее (а в некоторых областях они уже не факультативный, как предполагалось ранее, а обязательный предмет), их начнут просто ненавидеть, как уроки Закона Божьего перед 1917 годом и комсомольские собрания в последние годы советской власти.
Между тем позорища на Олимпиаде и многочисленных скандалов, связанных с внедрением «Основ» в школы, можно было бы избежать. Ведь куда проще и не навязчивей знакомить школьников с ролью православия в культуре России, дополнив программы по истории, литературе и краеведению, что, собственно, и так делается.
Давно найдены способы и более глубокого приобщения детей к вере. Существуют частные школы и внешкольные учебные заведения, где Закон Божий дают в комплексе с предметами, которые на самом деле привлекают ребят. От народных промыслов до подготовки к службе в десантных войсках или спецназе. До сих пор не могу забыть батюшку одного из монастырей Рязанской области, который попросил посетителей обители пожертвовать ей несколько аквалангов. Потому что у мальчиков с рукопашным боем, парашютными прыжками и огневой подготовкой все в порядке, а с подводными диверсиями проблемы – аппаратура вышла из строя!
Ну, а высший пилотаж – создание элитных православных учебных заведений, куда, несмотря на свирепые экзамены и строжайший постно-молитвенный режим, народ будет валом валить. Задача архисложная, но и результат может получиться впечатляющий. Зарубежный опыт есть: от британских частных школ до католических орденов типа Opus Dei.
Создание подобных учебных заведений особо важно для России. Отсутствие механизма воспроизводства элиты, у которой высокие деловые качества сочетались бы с жестким этическим кодексом, немало способствовало катастрофам 1917 и 1991 годов. Но строить такие питомники долго, скучно и главное – не предполагает скорейшего отчета перед начальством и ударного освоения выделенных средств.
Гораздо проще равняться на комсомольских вожаков брежневской эпохи, вовремя отчитываться о внедрении в очередные 999 школ «Основ православной культуры» или создании в 666 районах отделений очередных «Наших». Начальство подпишет бумажку, передаст ее самому высокому начальству, выдаст премиальные – и можно с мужиками на рыбалку ехать. А через пару десятилетий оглядеться вокруг и возопить в небо: «Опять масоны проклятые Россию сгубили!».
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ХАЛТУРЫ
Благословленная покойным патриархом Алексием Всероссийская олимпиада по основам православной культуры превращается в посмешище.
Открывая страничку юмора в какой-нибудь газете, многие первым делом ищут отрывки из школьных сочинений. Там такое встречается, что никакому Жванецкому или Задорнову не придумать!
«Когда туман pассеялся, князь увидел татаpо-монгольское иго», – описывает одно дитятко начало Куликовской битвы. «В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину», – рассказывает о тонкостях взаимоотношений пушкинских героев другое. «Маша имела сношения с Дубровским через дупло», – развивает тему третье.
Но это обычные мальчики и девочки, мечтающие рвануть с урока на дискотеку. В рефератах на Олимпиадах, куда попадают работы школьников, всерьез интересующихся предметом, такие ляпы редкость. Точнее, были таковой – до завершения регионального этапа Всероссийской олимпиады по недавно введенным «Основам православной культуры».
Мероприятие, благословленное еще покойным патриархом Алексием и проходящее под лозунгом «Русь Святая, храни веру Православную!», должно было продемонстрировать маловерам, сколь успешно светские и духовные власти внедряют новый предмет, а благодарные чада просветляются и преисполняются благодати.
Просветленные чада зажгли не по-детски. Почему-то особенно «повезло» в их скорбных трудах святому Сергию Радонежскому. В одной из работ он получил высокое звание «Монарх московской церкви». В другой сообщается, что по молитвам Сергия «дети учились хорошо в школе, а студенты успешно сдавали экзамены в вузы». «Быть грамотным было для него не важно. Он стал монахом», – бодро настрочил ребенок, явно меряя святого Сергия по себе.
Еще хуже пришлось несгибаемому блюстителю старинных православных обрядов протопопу Аввакуму. В творениях юных олимпийцев он фигурирует как Протопок Овакум, Протанов Авакур и Протокот Авокун.
Из русских царей особой любовью участников пользуется Иван Грозный. В олимпиадных работах можно ознакомиться с притчей о его блудном сыне и узнать, что «Кончину Ивана Грозного можно назвать христианской – его же не убили, он умер своей смертью!». Не меньше, чем грозному государю, повезло и его заклятому врагу князю Курбскому. Высокородного предателя последовательно обозвали Курдским, Кубанским, Кубинским и даже Крупским.
«Храм св. Софии есть в Константинополе, Татарстане и Википедии», – бодро излагает нам один юный знаток православия. «Имя «Казанская» Богородица получила потому, что Она жила в Казани», – смело правит Новый Завет его конкурент. «Опера «Жизнь за царя» создана в 1836 году. Автор этого произведения – Иван Сусанин», – гордится своей эрудицией еще один полуфиналист…
Повторяю: речь идет не об обычных сочинениях, а о работах, прошедших школьные и муниципальные Олимпиады по всей России, включая и наш край! Наличие в них таких шедевров доказывает либо отвратительное качество преподавания, либо глубочайшее равнодушие детей и учителей, а, скорее всего, и то, и другое.
Удивляться тут нечему. Внедрение искусственного и по большому счету бессмысленного предмета при отсутствии нормальных учебных пособий и квалифицированных преподавателей только к такому результату и приводит. И это еще самый безобидный вариант. Если «Основы православной культуры» будут внедрять и далее (а в некоторых областях они уже не факультативный, как предполагалось ранее, а обязательный предмет), их начнут просто ненавидеть, как уроки Закона Божьего перед 1917 годом и комсомольские собрания в последние годы советской власти.
Между тем позорища на Олимпиаде и многочисленных скандалов, связанных с внедрением «Основ» в школы, можно было бы избежать. Ведь куда проще и не навязчивей знакомить школьников с ролью православия в культуре России, дополнив программы по истории, литературе и краеведению, что, собственно, и так делается.
Давно найдены способы и более глубокого приобщения детей к вере. Существуют частные школы и внешкольные учебные заведения, где Закон Божий дают в комплексе с предметами, которые на самом деле привлекают ребят. От народных промыслов до подготовки к службе в десантных войсках или спецназе. До сих пор не могу забыть батюшку одного из монастырей Рязанской области, который попросил посетителей обители пожертвовать ей несколько аквалангов. Потому что у мальчиков с рукопашным боем, парашютными прыжками и огневой подготовкой все в порядке, а с подводными диверсиями проблемы – аппаратура вышла из строя!
Ну, а высший пилотаж – создание элитных православных учебных заведений, куда, несмотря на свирепые экзамены и строжайший постно-молитвенный режим, народ будет валом валить. Задача архисложная, но и результат может получиться впечатляющий. Зарубежный опыт есть: от британских частных школ до католических орденов типа Opus Dei.
Создание подобных учебных заведений особо важно для России. Отсутствие механизма воспроизводства элиты, у которой высокие деловые качества сочетались бы с жестким этическим кодексом, немало способствовало катастрофам 1917 и 1991 годов. Но строить такие питомники долго, скучно и главное – не предполагает скорейшего отчета перед начальством и ударного освоения выделенных средств.
Гораздо проще равняться на комсомольских вожаков брежневской эпохи, вовремя отчитываться о внедрении в очередные 999 школ «Основ православной культуры» или создании в 666 районах отделений очередных «Наших». Начальство подпишет бумажку, передаст ее самому высокому начальству, выдаст премиальные – и можно с мужиками на рыбалку ехать. А через пару десятилетий оглядеться вокруг и возопить в небо: «Опять масоны проклятые Россию сгубили!».
Понятно, что ваши мысли не успевают за словами.
Элита была в царское время. В советское время были профессионалы своего дела и люди высокой морали и нравственности
И куда они делись в ночь с 19 на 21 августа 1991 года?
(да-да, я о военной элите. Вы начали с православия, а скатились к спецназу), а сегодня Вы хотите их "выращивать" как огурцы в теплице..и чтобы побыстрее.
Побыстрее и "как в теплице", это ваши домыслы.
И кстати, какими путями пересекается военная служба с православием? Россия - светское государство и православная церковь не должна вмешиваться в государственное управление, и наоборот соответственно. А военная служба - это дело государственное.
Похоже у вас плохо со зрением. Речь идёт о подростковом военно-патриотическом клубе.
Если рядом будут действовать успешные пионеры - это ещё лучше.
Вашему собеседнику я сообщил, где протекает основаная дискуссия.
Потому что снова получается обязаловка и показуха для отчетности.
Не навязывая никому своей точки зрения - отмечу, что плохие пионреы лучше хороших скаутов, т.к. во втором случае речь идёт, в последнем счёте, о проституировании сознания людей.
Скажем, тот же толковый журналист имеет моральный выбор - врать или нет. У служителя религиозного культа, независимо от мотивов, такого выбора нет. Ложь - его единственное ремесло.
В силу этих причин - скверные и глупые попы мне симпатичнее, нежели умные и способные. Вторые похоронят мой народ куда быстрее первых.
Нельзя сказать, что я затеваю полемику, просто выражаю взгляд на мир
Не-а! Выбор врать или же не врать имеют все (политики, журналисты, священнослужители, обыватели) только в одном случае. Если они знают (или думают, что знают) - вот это правда, а вот это - брехня. Если человек убежден, что что-то является истиной и несет эту истину в массы, он НЕ ВРЕТ. Он может ошибаться, он может быть вреден, он может служить каким-то манипуляторам, но он не врун.
Если служитель религиозного культа вери, т он так же честин, как веривший в светлое будущее и мировую революцию комиссар. А если не верит, а просто зарабатывает хлеб с маслом и теплое местечко, он такой же лжец и приспособленец, как стандартный комсомольский работник брежневской эпохи.
При этом и в брежневскую эпоху были люди, верящие в коммунизм (и крайне неудобные для коллег). И в нынешенй церкви есть искренне верующие и очень порядочные пастыри (опять же раздражающие многих коллег) Так что не надо в моральном плане противопоставлять церковь других организациям, работающим с массами.
Господа! Кто-нибудь, в порядке провокации, срочно подбросьте говна на вентилятор! Айда продвигать Змея в массы!
Есть идейка.
См. избранное.
Хочешь сказать, это у него такой странный йумор?
Но добавлю.
Вот когда создают такое вот образование, лепят православно-поцреотические организации-ничего хорошего в них нет, как бы не думали на эту тему наивные граждане.
Почему? Все просто. Потому, что ими отвлекают от проблем насущных, засирают мозги и клещами отводят взгляд от того, что надо видеть. Наивным кажется, что вот лучше пусть туда ходят, чем пиво пьют. На деле, между двумя наркоманиями не выбирают. Тут наркомания другого порядка: неграмотность, помноженная на умелое культивирование высокомерия и нетерпимости к другим. Неправославный-еблысь сапогом в рожу! Во время Сталинграда и на параде победы ангелы не летали? на костер.
Это щас кажется, что идет укрепление морального духа, но в реале-его загоняют в самую жопу, выпячивая взамест самые говенные и грязные инстинкты. Т.е. воспитывают профи-православных. Кто не знаком- очень жаль, многое бы поняли....
Да и к тому же....а кто это все затевает? Коммерсанты в рясах.
И страшно то, что бегут не в библиотеки, не на заводы, не в экспедиции рвутся- а летят в церкви за дешевеньким средством получить блаженство....эх, круто загнул....
А церковь старательно следит за тем, чтоб не бежали учиться, работать для страны.
Начинаем организацию 1927 года.
Общество не может без идеологии. Оно без него издыхает. При Сталинграде у нас были Ленин, Сталин и коммунизм. Сейчас-- нет ничего.
Православие-- то самое близкое народу явление, из которого можно сделать идеологию. Ведь оно в массе своей учит хорошим вещам-- не воруй, не делай подлости. То, во что его превратили пидоры в рясах-- грех, за который их надо сжечь.
Если сделать из него (провести экстракцию) хорошую патриотическо-моральную систему воспитания молодёжи и не только, мы получим хоть временную, но идеологию, на которой можно будет заложить фундамент здорового общества.
А также мостовцы, миротворцы, навигаторы и прочие, и прочие. Главное, чтобы был выбор и выбор реальный. Хочешь стать скаутом, но не хочешь православным - пожалуйста. А обязательные молитвы в школе на уроках под названием «Христианская этика» проходили, как же. Тогда редкие родители осмеливались написать отказ от посещения их ребёнком этих уроков.
Если сделать из него (провести экстракцию) хорошую патриотическо-моральную систему воспитания молодёжи и не только, мы получим хоть временную, но идеологию, на которой можно будет заложить фундамент здорового общества.
Была в своё время (несколько лет назад) такая программа, «Равнение на космонавтов» примерно называлась
Основным носителем высокомерия и нетерпимости в данном обсуждении выступаете вы, милейший. Не говоря уже о том, что за наколки, а в данном случае три буковки в своём нике можно бы и ответить. Я никогда не был любителем блатных законов, но теперь понимаю ситуацию, когда некоторых граждан в камерах заставляли стирать с кожей наколки, на которые они не имели права. Более того, подозреваю, на оффисных хомячков, демонстрирующих в дайриках свою ррреволюционность это правило надо бы распространить. В данном случае, кое -кому самое то получить лет пять трудового перевоспитания в каком-нибудь скромном колхозе.
Это только на первый взгляд легко. Там столько мелочей и нюансов, что убавь пару и работать не будет.
И как ты себе это представляешь? "Начинаем по порядку: утром делаем зарядку"? "Все на лыжню!" "Наша сила - в наших плавках!"?
Собственную реакцию на подобное представляешь? Марши с факелами мы тоже уже проходили.
И, вообще-то, все новое - это хорошо забытое старое.
Наш, наверное, единственный и уходящий шанс для сохранения если не Империи, то хотя бы России как нации - это, действительно, в первую очередь, воспитание будущей элиты. И образование, образование, образование - которое подразумевает знание правды - в том числе, и о собственной истории.
И мне совершенно все равно, кто будет этим заниматься: убежденные коммунисты или убежденные православные священники - да хоть убежденные монархисты! - лишь бы они были патриотами своей страны, добросовестными образованными людьми и делали свое дело качественно.
Потому что пока мы будем на кулачках выяснять между собой, кому из нас открыта истина, а кому - наоборот, к нам придут... другие профессора. Собственно, уже пришли.
Хорошо, идеология - это не так просто. Чтобы 1) целостно описывала мир и формировала идеал 2) была близка и понятна 3) адекватно внедрялась - для всего этого надо очень хорошо, качественно и долго работать. Причем должны быть и те, кто 1) захочет этим заниматься, находясь во власти и имея волю продавить решение 2) сможет этим заниматься, реально имея знания и опыт. Должна быть материальная база, организация, контроль не для галочки, нужно, чтобы не разворовали выделенные деньги и проч, проч, проч. Но! Какой-то исходный тезис придумать - это ведь и правда не так сложно. Притом что в итоге - для его воплощения - понадобится все то, что указано выше, плюс еще масса всего неучтенного.
Да?