Часть кинообзора из майского номера "Спецназа России".
Весь обзор тут.
www.specnaz.ru/article/?1276
ГОСПОДА КЛОУНЫ
Картина Олега Фомина «Господа офицеры» плоха не потому, что её создатели лихо плюют на историю с географией. Скачут доблестные капитаны да поручики за семьсот километров в красный тыл царскую семью спасать, так и пусть себе! Конечно, в реальности эсеро-меньшевистско-кадетское правительство белой Сибири думало о семействе Николая II чуть больше, чем о высадке на Марс, а от линии фронта до Екатеринбурга, где сидел гражданин Романов, было немногим более ста километров, но это же не документальный фильм! В «Чапаеве» и «Адъютанте его превосходительства» клюквы тоже хватает, а до сих пор смотрятся! Да и «Неуловимые мстители», как ответ которым «Господа» рекламировались, тоже с годами ничуть не потеряли обаяния.
Творению Фомина подобная слава не грозит. Вопреки рекламе его фильм не только не идеализирует белых, а наоборот, выставляет их законченными придурками. «Господа, вы тут готовитесь царя освобождать? – вежливо интересуется одно из благородий, проходя на совершенно секретное совещание, где обсуждается состав команды спасателей. - Тогда я с вами, потому что красным всё известно...» «И меня возьми, да! – вторит ему благородие с длинным кинжалом и в волосатой папахе. - А то ты мне не кунак!».
Ещё одного красавца берут в команду прямо с места расстрела, к которому он приговорён за порубание шашками двух благородий, обидевших местных шлюх, и он немедленно отличился! Едва очутившись во вражеском тылу, романтический защитник проституток начинает козлиным голосом наяривать романсы, а соратники столь деликатны, что не могут его заткнуть.
С появлением красных цирк продолжился. Потеряв несметное количество своих, они таки подранили нашего певуна. Отступившие белые притаились в кустиках, и уже совсем было собрались взять на мушку приближающуюся погоню, но вовремя вспомнили, что это неблагородно. Исполнитель романсов возвышенно подорвался на собственных гранатах, а остальные побежали биться с большевиками на кулачках. Не повяжи всех беспартийные бандиты, на том поход бы и закончился.
Могут ли столь шумные и романтичные парни не то что спасти царя, но хотя бы без палева ограбить пивной ларек? Конечно, нет! А тут ещё один из них оказывается предателем. Героический капитан, в полный рост, ходящий на пулемёты, в 1915 году совершил страшное и с тех пор его держит на крючке белый генерал, которого в свою очередь купили красные! Сбежав от бандюганов, перебив уйму врагов и прибыв в Екатеринбург, господа попадают в лапы чекистов и узнают, что царское семейство уже расстреляли. Сдавший всех капитан пытается застрелиться, но потом освобождает всех из застенков и героически гибнет, прикрывая отход. Оставаться в живых было невозможно: пришлось бы объяснять, чем шантажировал его коварный изменщик? Неужели поймал в окопах Галиции за изнасилованием таджикской девочки?
Думаете, пережитое заставило господ офицеров хоть чуть-чуть поумнеть? Ни в коем случае! Знаете, куда они отправились из тюрьмы? К своим? Мстить палачам государя-батюшки? Нет, схватив за шкирку одного из чекистов, неудачливые спасатели требуют вести их к шахте, куда сбросили останки и тупо смотрят вниз. За это время появляются красные и кладут почти всех, а у зрителей возникает крамольная мыслишка: может и хорошо, что такие клоуны не победили? Уж больно они похожи на современных опереточных казаков и придурковатых генералов из комедии «День выборов» того же Фомина.
А какие белые появлялись в нашем кино при красных! Генерал Ковалевский и ротмистр Волин («Адьютант его превосходительства»), генералы Хлудов и Чарнота («Бег»), штабс-капитаны Овечкин («Новые приключения неуловимых») и Захарченко-Шульц («Операция «Трест»)…Достойно выглядели и другие противники большевиков – батька Ангел («Адьютант его превосходительства») и басмач Абдулла («Белое солнце пустыни»).
Мы смотрим эти картины снова и снова, потому что их снимали люди одержимые творческой жаждой и любящие своих героев. Патриотическое кино от Федерального Агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) и прочих подобных контор снято равнодушными дельцами, плюющими и на красных с белыми, и на новгородцев со шведами. Их интересуют исключительно деньги, но и ради них, им лень лишний раз пошевелить извилинами.
Отсюда и бездумный плагиат особо заметный в «Господах офицеров». Из «Неуловимых мстителей» взята сцена, где старый казак обучает сына защищаться против холодного оружия. Так в «Неуловимых» всё нормально - познакомились двое пацанов, и один другому приёмчик показывает. А тут сынку хорошо за тридцать, с батей вторую войну служит, но тот решил научить его драться только сейчас!
И совсем уж испохаблена у «Господ» психическая атака из «Чапаева» ставшая для миллионов зрителей символом несгибаемого мужества и трагической обреченности. Медленно поднимающиеся из-за горизонта молчаливые черные шеренги, глухой барабанный бой, черное знамя с черепом и костями, попыхивающая папироска во рту командира — не просто изумительно красивы, но и реально давят на нервы, особенно необстрелянных новобранцев. Чапаевцы, видя, что белые шеренги хоть и редеют под их огнем, но продолжают неотвратимо надвигаться, паникуют и если бы не пулемёт Анки могли бы и разбежаться.
У Фомина «психическая атака» начинается посреди боя, когда красные уже вошли в азарт, и молотят из своих «максимов» без остановки. Из окопов, сперва, выходят капитан с есаулом, потом нестройная кучка юнкеров, потом все остальные. Зрелище убогое, воздействовать на психику не может никак, но враг почему-то прекращает стрелять, позволив подойти к своим окопам почти вплотную. Потому что прихватизировать идею эпизода режиссер смог, но доводить его до ума ему лениво.
Вот и выходят на экраны типа «патриотические» фильмы, снятые без ума и сердца. Нет в них ни красивого зрелища, ни ярких характеров, ни сильных чувств. Один только ФАККинг, да и тот продажный и унылый, словно с резиновой куклой.