Отписался в несколько мест, а здесь обобщаю.
НАД УЧАСТКАМИ НАЧАЛЬНИК…
Правительство возглавил бывший заместитель Путина по сельскому хозяйству, ушедший с партийной работы после скандала с вымогательством.
Фрадков отпущения
Есть у нас старинный обычай. В судьбоносные моменты истории, особенно в дни народных волнений, слуги государя-батюшки выставляют толпе бурлящей бочку вина и скидывают с крыльца особо осточертевшего боярина. Народ вино выпивает, рвёт боярина в клочки и расходится ублаготворённым.
Сейчас, ввиду повсеместного спада пассионарности, никаких угрожающих властям бунтов не предвидится, зато появились выборы. Чтобы народ на них голосовал как надо или хотя бы соизволил явиться, незадолго до голосования проштрафившихся бояр отправляют в отставку. Особенно «везёт» в этом смысле главам правительства. При нынешней Конституции премьер у нас не более, чем ответственный за всё зам президента по несиловым вопросам, но расплачиваться за решения босса приходится именно ему.
В 1999 году, когда страна свалилась из дефолта во Вторую чеченскую, козлами отпущения стало правительство Степашина, сменённое кабинетом нынешнего отца народа. Сейчас всё куда безобиднее. Благодаря мощному потоку нефтегазобаксов в последние годы у нас повышался уровень жизни не только Абрамовича и Дерипаски, но первые признаки грядущей бури налицо.
Совокупный долг государства и контролируемых им корпораций перевалил за 300 миллиардов долларов, а к концу следующего года вырастет ещё на 30 миллиардов. За время работы правительства в 4-5 раз подорожало жилье, а цена стандартного набора продуктов за январь-июль 2007 года, выросла на 17.1% при одновременном росте денежных доходов населения всего на 11.9%.
Причём, если первая цифра в равной степени касается всех, то последняя отражает именно средний рост. Без разделения на Абрамовича с Дерипаской и доживающих век, престарелых доярок колхоза «Путь Ленина». (Ныне ЗАО «Лень Путина»). А тут ещё отдельные министры в лице социально-медицинского Михаила Зурабова так взбесили, что отставки даже «медведи» просить стали.
Дабы вдохновить избирателей и одновременно потрафить любимому медвежатнику, президент и прибёг к традиционной тактике. Аналогом винной бочки стали материнские капиталы, только что внесённый законопроект о повышении базовой пенсии аж до 1260 рублей и прочие поражающей своей щедростью подачки. Роль же кидаемых с крыльца бояр сыграло сделанное предвыборными козлами отпущения правительство Михаила Фрадкова.
Впервые россияне потребовали отставки правительства в январе 2005-го, обвиняя кабинет в монетизации льгот. Власть пошла на уступки, волнения прекратились, но социально-экономические министры остались объектом всенародной ненависти. Особенно отвечающий за социалку Михаил Зурабов, к отставке которого призывали даже «медведи».
Момент для удовлетворения народных чаяний Путин выбрал блестяще. При отсутствии антиправительственных выступлений отставка кабинета выглядела не уступкой бунтующей толпе, а благодеянием главы государства, защитившего народ от нерадивых чиновников. Соответствующий спектакль начали разыгрывать 5 сентября. Посетив Дальний Восток, Путин неожиданно наорал на Фрадкова, заявив, что его команда только в носу ковыряет, и проникшийся Михаил Ефимович принёс заявление, получив в замен очередной орден.
По кличке «Коробок»
Назначенного новым премьером Виктора Зубкова придворные политологи немедленно объявили кладезем всех земных достоинств и что еще важнее – идеальным преемником нынешнего главы государства. Разумеется, преемником техническим, сдав которому страну на четыре года или меньший срок, Владимир Владимирович сможет без проблем вернуться.
Действительно, среди соратников нынешнего президента Зубков на подобную роль вполне подходит – он либо полностью лишен политических амбиций, либо очень тщательно это скрывает. Всю жизнь Виктор Алексеевич работал там, куда ставили, и всюду, от совхоза «Красная славянка» до Федеральной службы по финансовому мониторингу, справлял службу без громких провалов и скандалов, а часто даже и успешно.
Финансовый мониторинг способствовал ликвидации многих крупных состояний, не слишком укреплявших вертикаль власти и одновременно сделал Зубкова одним из самых информированных людей в стране. Еще раньше Виктор Алексеевич способствовал победе Петербурга над Ленинградской областью в битве за кредиты, выделяемые Москвой под создание фермерских хозяйств для уходящих в отставку офицеров. Операция прошла успешно, хотя ради освоения средств Зубкову пришлось занять абсурдную должность заместителя по сельскому хозяйству председателя комитета по внешнеэкономическим связям Петербурга. А шеф, которого звали Владимир Путин, не забыл своего исполнительного подчиненного. Тем более, тот и ему с друзьями подобрал отличные участки в Приозерском районе, положив начало прославленному кооперативу «Озеро».
Про иные деликатные финансовые операции, которые Виктор Алексеевич проворачивал по поручению Владимира Владимировича, известно мало, но прибыль от них была изрядная. На 50-летии Путина именно Зубков был удостоен высокой чести задувать вместе с виновником торжества свечки на тортике.
Неудачи преследовали премьера лишь в публичной политике. Несмотря на изрядный бюджет, сформированный пайщиками кооператива «Озеро» первым замдиректора ФСБ Виктором Черкесовым и генеральным директором ОАО «Киришинефтеоргсинтез» Геннадием Тимченко, выборы губернатора Ленинградской области 1999 года Зубков проиграл вчистую. Уж больно бездарен оказался начальник зубковского штаба, будущий спикер Государственной Думы Борис Грызлов. С его подачи Зубков сделал ставку на портреты на спичечных коробочках и получив меньше 9 процентов, приобрел обидные прозвища Огарок, Окурок и Коробок.
Вымогатели за коррупцию
Едва заняв кресло премьера, Виктор Зубков предложил создать специальный комитет по борьбе с коррупцией. Будет очень смешно, если эта структура начнёт действовать под руководством самого Зубкова, оскандалившегося ещё в 2000 году, когда возглавлял петербургское управление Министерства по налогам и сборам и по совместительству командовал питерскими «медведями». Именно тогда несколько сот городских бизнесменов получили письма, в которых от имени главного косолапого настойчиво рекомендовалось помочь партии.
Прозвучи подобные предложения устно, медвежья казна могла бы изрядно пополниться. (Попробуй, откажи главному налоговику!) Но вот предлагать эдакое в письменном виде, явно не стоило. Получив «письма счастья» коммерсанты немедленно слили информацию в прессу, и партийная карьера Зубкова с шумом прервалась.
Зато на государственной службе он продвинулся высоко и это совершенно оправданно. Столь близкий и к тому же искушённый в финансах политик, как минимум, - идеальный технический премьер, способный без проблем провести кабинет через парламентские и президентские выборы. Политическая же беспомощность тут только в плюс - иеньше шансов, что попытается подсидеть. Если первая часть операции пройдёт удачно, Виктор Алексеевич сможет сохранить премьерское кресло после марта 2008 года, и даже имеет шансы получить повышение о котором толкуют околокремлёвские пикейные жилеты.
А уж новый комитет он сформирует точно. Кстати, есть мнение создать вокруг него общественное движение из «нашиков» и прочей юной шелупони. Учредительный съезд этой организации следует приурочить к годовщине отправки зубковских писем, а назвать тусовку можно «Вымогатели за коррупцию».