Филип Рив "Хроники прожорливых городов" («Смертные машины»,«Золото хищников»,«Адские конструкции»).

Хищные челюсти Архангельска

Разрушенная после ядерной войны цивилизация восстановилась фрагментами и неравномерно. Если в небе, как в начале 20 века, парят дирижабли и примитивные «этажерки», то землю бороздят движущиеся города, снабженные огромными челюстями. Идеология муниципального дарвинизма предписывает населенным пунктам поедать друг друга. Корпус съеденного разделывается, имущество присваивается, обитатели присоединяются к низшим кастам населения победителя либо становятся рабами, медленно умирающими от непосильного труда. Но и после смерти несчастные не всегда обретают покой. Иногда их превращают в сталкеров — лишенные чувств и памяти человекомашины.

В мире движущихся городов нет ни одержимых идеей спасения человечества супергероев, ни пакостящих из природной вредности мегазлодеев. Как и в реальности, здесь преобладают обычные обыватели. Они ходят на работу, изменяют женам, заботятся о детишках, взахлеб читают бульварные романы. И при этом искренне считают, что есть других хорошо, быть съеденным плохо, а богатый и сильный всегда прав, пока не стал бедным и слабым. Нехватка ресурсов заставляет горожан-кочевников следовать этой нехитрой морали последовательнее, чем мы, а забвение христианских догматов лишает ее привычного ханжеского покрова.

На территориях, свободных от муниципального дарвинизма, подобного беспредела не наблюдается, но только до поры до времени. В конце концов, симпатичное оседлое население устраивает такое, о чем самые прожорливые мегаполисы вроде Лондона и Архангельска могли только мечтать.

Борьба за ресурсы, поиск утерянных технологий, жажда наживы, месть, в лучшем случае желание спасти близких неотвратимо толкает остатки человечества в пекло вечной войны всех против всех. Спрятаться от нее можно лишь на глухих окраинах, но там нестерпимо скучно. К тому же и отдаленные поселения в любой момент могут оказаться жертвой очередного хищника, а сама планета стоит на пороге новых потрясений. Генералы и мэры, не покладая рук, ищут уцелевшие образцы оружия массового поражения и без колебаний готовы его применить.

Кажется, куда уж хуже, но автору даже столь неприглядный мир кажется недостаточно мрачным. Чтобы окончательно вогнать читателя в черную меланхолию, он обильно добавляет в главы рвотно-фекальные эпизоды. Даже подруге главного героя Эстер Шоу приходится демонстрировать читателям процесс очищения своего кишечника и мочевого пузыря. Впрочем, образ мисс Шоу и так способен испортить настроение кому угодно. По воле автора она — одноглазая бездомная сиротка с половиной носа, разрубленным пополам лицом и сильно испорченным из-за этого характером.

Бедняжке особенно сочувствуешь, поскольку, помимо собственного уродства, ее постоянно бесит возлюбленный — историк и тоже бедный сирота Том Нэтсуорти. Молодой человек настолько благостен и с такой удручающей регулярностью создает друзьям неприятности, мешая им добить поверженных врагов, что уже к середине повествования хочется его удавить. Но поскольку мистер Рив, подобно коллеге и земляку Толкину, закоренелый викторианский моралист, Тому и заразившимся от него благодатью соратникам все выходки сходят с рук.

Итог: кажется, в сериале есть все, чтобы стать бестселлером. Мир оригинальный, сюжет малопредсказуем, интрига на уровне, динамика действия не ослабевает до самого конца, большинство характеров прописано очень неплохо... Между тем тираж каждой книги меньше, чем у предыдущей. Видимо, избыток чернухи и постоянно спасающие ангелоподобного Томаса рояли из кустов — чтение сильно на любителя. Тем не менее, лично я, как убежденный циник и пессимист, с извращенным удовольствием дочитаю цикл до конца.

Это интересно:

В творчестве Рива заметно влияние английской классики — прежде всего Диккенса. Как и у сэра Чарльза, в его книгах постоянно появляются дети, потерявшие родителей, а зловещий Дядюшка из «Золота хищников» явно напоминает старого коварного еврея Фейджина из «Оливера Твиста».

Компания Warner Bros. приобрела права на экранизацию последней книги Рива — космической оперы Larklight. Продюсером картины стал Денис Ди Нови, ранее участвовавший в создании фантастических картин «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен возвращается» и «Женщина-кошка».

Цитата:

«Должным образом переработанные человеческие экскременты становятся отличным топливом для двигателей нашего мегаполиса. И мы ищем способы превращения их во вкусную и питательную еду. Наших заключенных мы ничем другим и не кормим. К сожалению, они умирают» (надзиратель Ниммо).

Присутствуют:

сражения на земле, воде и в воздухе

шпионы, пираты и уголовники

местная разновидность Бушкова-Фоменко-Мулдашева

Отсутствуют:

магия

инопланетяне

фантастические животные