На сайте слегка подрезали.
lenta.ru/articles/2016/02/28/starwars/

РОГАТЫЙ ДАРТ ВЕЙДЕР С ПЛАНЕТЫ ДЖЕДАЙ

Рецензируя космическую оперу «Звёздные Войны» кинокритики до неузнаваемости изменили её сюжет и персонажей.

Джордж Лукас — агент Госдепа


Первый фильм самой популярной фантастической эпопеи мирового кинематографа вышел на экраны США 25 мая 1977 года и собрал свыше полумиллиарда долларов. Подобный успех загнивающего американского кино требовал разоблачения, а потому уже 7 сентября в «Литературной газете» в рубрике «Их сенсации» появилась рецензия Ю.Варшавской «Космические киноужасы».

Посетовав что «массовый зритель охотно «клюёт» на подобные образчики «искусства», автор довольно толково изложила сюжет, но переврала некоторые детали: перенесла действие из «давным-давно в далёкой галактике» в «нашу галактику», а напоминающего пылесос любимца зрителей — дроида R2D2 назвала похожим на автомобиль. В целом рецензия получилась не слишком злобной, но после выхода третьей части космооперы Джорджа Лукаса в 1983 году товарищи киноведы словно с цепи сорвались.

Спровоцировали тружеников пера президент США Рональд Рейган и его оппонент — сенатор Эдвард Кеннеди. Президент 8 марта назвал СССР империей зла, а 25-го обещал вывести в космос спутники с лазерами для уничтожения коммунистических ракет. В ответ сенатор 4 июня иронически сравнил космические грёзы Рейгана со «Звёздными войнами». Американские журналисты начали сравнивать рейгановскую «империю зла» со зловещей «Галактической Империей» из фильма, и в Москве решили обидеться.

Журнал «Коммунист вооружённых сил» обвинил Лукаса в попытке «организовать против нас настоящую информационно-пропагандистскую кампанию». (Очевидно по заданию Госдепартамента США).

«На экране происходят жуткие катастрофы, в сполохах ядерного огня исчезают целые планеты, — а основные герои живы-невредимы; фоном для их подвигов служат баталии, в которых гибнут миллионы людей, — но их почему-то (мастерски сделано!) вовсе не жаль, — возмущался литературный критик Андрей Балабуха.— И невольно напрашивается вывод: не так страшен черт, как его малюют; не так уж неправ Рональд Рейган, утверждая возможность ведения ограниченных ядерных войн; начнись такое — я тоже могу не только уцелеть, но и прославиться, как главный герой фильма Люк Скайолкер…»

«Чёрная звезда» (в фильме — космическая станция «Звезда смерти»), местонахождение которой однозначно определено вступительным титром: «Давным-давно в далёкой галактике», может представляться массовой аудитории как центр «мирового коммунизма» — «империи зла», по известной формулировке президента США... Выкрутасы приключенческого сюжета, легендарно-сказочные мотивы, мелодраматическая любовная интрига искусно маскировали зловещую сущность антикоммунистических планов милитаризации космоса, — раскрыл коварные замыслы Голливуда доктор искусствоведения Кирилл Разлогов. — С нарастанием антисоветизма в последующих картинах цикла возникает все больше актуальных «намёков».

Окончательный приговор «Звёздным войнам» уже в разгар Перестройки вынес в повести «Саманта» полный тёзка народного артиста СССР писатель Юрий Яковлев: «Это вообще не человеческие фильмы... Есть вещи, от которых надо оберегать детей. Как от заразы». Суровые слова произносит безымянная советская женщина-космонавт, хотя с американской школьницей Самантой Смит встречалась Валентина Терешкова. Похоже, вложив в уста героини космоса свои собственные мысли, писатель решил подстраховаться на случай её неудовольствия.

Фильм, напетый Рабиновичем

Эпизоды критикуемой картины товарищ Яковлев пересказал, стремясь напугать доверчивых читателей: «Шёл бой. Внутри корабля метались люди с холодными прозрачными глазами. Звучали команды. Среди космических солдат были женщины. Такие же жёсткие, исполненные страшной решимости, с холодными глазами. Сколько раз на экране телевизора перед Самантой возникали эти видения из фильма «Звёздные войны».

Из каких глубин подсознания вылезли эти свирепые амазонки, вряд ли разобрался бы сам доктор Фрейд, но в трилогии их нет. Из представительниц прекрасного пола по коридорам кораблей и космических станций бегает исключительно маленькая темноглазая принцесса Лея с трогательной причёской в виде бубликов.

Правда, решительности у неё не отнять. Не столь бравая девица вряд ли рискнула бы дать бой большевистским агрессорам: «Враги, разумеется, не дремлют, а чинят всяческие козни. Их стан возглавляют два зловещих персонажа — Дарт Ведер, не расстающийся с рогатым шлемом, делающим его похожим на дьявола, и широкополым плащом мефистофельского толка, и Мофф Таркин — угрюмый аскет в полувоенном френче... Помощник главного злодея наделен куда более определенными чертами. У него русифицированная фамилия — Таркин, а его внешний вид и одежда уже вполне явственно напоминают о коварных большевиках, какими они часто выглядят в антисоветских фильмах. У массы американцев существует устоявшееся, благодаря тем же фильмам и книгам подобного толка, представление о Сибири как об огромном заснеженном пространстве. И точно такое же пространство фигурирует в картине «Империя наносит ответный удар» в качестве территории, принадлежащей врагам доблестного Люка Скайуокера и прекрасной принцессы. А в третьей ленте «Возвращение Джидая» — имперские войска одеты в форму, похожую на военное обмундирование одной из социалистических стран. Именно на Звезде Смерти, где дислоцированы эти полчища, изобретают оружие, грозящее уничтожением всего живого…Комедийных моментов тут уже значительно меньше, да и нет того обилия масок: новая вводится лишь одна – Джидай – маленький ушастик с круглыми грустными глазами, который должен научить героя пользоваться таинственной жизненной силой».

Фрагменты книги Е. Карцевой «Голливуд: контрасты 70-х» и её же статьи «Джордж Лукас: хозяин лавки чудес» хороши тем, что в нём нет ни одной правдивой фразы. Люк Скайуокер – последний рыцарь Ордена ДжЕдаев и это название, а не имя. Фамилия врага Люка – ВеЙдер. Заснеженная планета Хот контролируется повстанцами принцессы Леи, и врагам приходится штурмовать их базу. Таркин начальник Вейдера. Мофф (точнее гранд-мофф) тоже не имя, а служебный ранг. Писатель Джордж Толкин, актриса Джейн Биркин и персонаж старых британских кинокомедий мистер Питкин были бы очень удивлены, узнав, что их фамилии русифицированные. Мундиры Таркина и его команды со «Звезды Смерти» напоминают немецкую форму Первой мировой войны, а кепи почти неотличимы от принятых в японской армии первой половины ХХ века. Ну и, конечно, никаких рогов на шлеме у Дарта Вейдера нет. Они есть у магистра Тевтонского ордена из эйзенштейновского «Александра Невского», но это совсем другой кинозлодей.

После «контрастов 70-х» я уже не удивился, прочтя о «космических баталиях землян со злыми обитателями некоей планеты Джедай» (В.Авдуевский, А. Рудев, «Звёздные войны» — безумие и преступление»). Философски воспринял мысли о том, что кавалер принцессы Леи, пилот Хан Соло и его мохнатый напарник Чубакка законченные негодяи. (О.Ненашева. «Лукас — небесный странник», О.Нечай. «Блеск и нищета «массовой культуры»). И пожалел, что режиссёр так и не пообщался с авторами книги «Встречи с Х музой» Д.Вайнсфельдом, В.Деминым и Р.Соболевым. От них он бы узнал, что в картине «главными действующими лицами станут добрые роботы — те, кто сохраняют верность людям, и те, кто взбунтуются против людей». Сами же звёздные войны начнутся «из-за принцессы, которую похитят «плохие» роботы, и которую спасут бравые американцы с помощью «хороших» роботов».

Поскольку и война началась не из-за прекрасных глаз Леи, а взбунтовавшиеся роботы с американцами в кадрах отсутствуют, киноведы явно фильм не смотрели. Прямо как легендарный одессит, который обругал прославленного итальянского тенора Энрико Карузо, услышав его оперную арию в исполнении соседа Рабиновича.

Дикари на подлодках

После распада СССР и выхода на экраны ещё трёх серий о героях «Звёздных Войн» космическую сагу посмотрели десятки миллионов российских зрителей. Писать, что они видели битву бравых американцев с взбунтовавшимися коммунистическими роботами, стало неприлично, и подобные рецензии почти исчезли.

Только издаваемый президентом Российского Еврейского конгресса олигархом Владимиром Гусинским журнал «Итоги» 10 августа 1999 года упрекнул режиссёра за недостаточную толерантность: «Обвинения в расизме, которые бросают Лукасу на Западе, отнюдь не беспочвенны и не объясняются головокружением от политкорректности. Негуманоиды (например, живущие в глинобитных домах на песке, явно напоминающих об Африке - где, кстати, эти эпизоды и снимались) оказываются коварными, но глупыми торгашами и негодяями. Ослорыбы с их копьями и щитами слишком очевидно напоминают индейцев, и хотя они хорошие, но тугодумы и братья явно меньшие. Зато лучшие представители людей с их прогрессивными ценностями отчетливо ассоциируются с Западом. Как и столица звёздной республики - с Нью-Йорком. Ясно, какая раса выше и кто реально определяет судьбу Вселенной».

Само собой, мир Лукаса совсем иной, и негуманоиды в нём очень влиятельны. Старейший и самый почитаемый джедай – Мастер Йода напоминает пожилого зелёного Чебурашку. Финальную атаку на вторую «Звезду смерти» возглавляет похожий на огромную жабу доблестный адмирал Джиал Акбар из расы мон-каламари. «Ослорыбы», то есть гунганы – совсем не дикари. Копья у них энергетические, щиты оснащены генераторами силовых полей, более мощные генераторы создают защитные купола для подводных зданий, между которыми шустро ходят мини-подлодки. И тугодумства за гунганами не замечено. Разве что в войну вступили не сразу, так война дело серьёзное — на ней убивают. Иногда даже на «холодной», возобновившейся между Москвой и Вашингтоном после присоединения Крыма к России. Бойцы идеологического фронта обеих сторон немедленно начали перестреливаться язвительными посланиями, и 24 декабря 2015 года под горячую руку телеканала Russia Today попали неповинные джедаи.

Гуманные имперцы против космических арийцев

Советские кинокритики обвиняли Лукаса в клевете на СССР в интересах вашингтонского империализма. Обозреватель Russia Today американский журналист Тим Рот, в принципе соглашаясь, что, изображая Галактическую Империю, голливудцы целились в Кремль, решил доказать, что Империя на самом деле не такая уж плохая. Республика, на развалинах которой она возникла, ничуть не лучше, а джедаи — вообще нацисты! Разоблачение началось с первых кадров стартовой серии.

«Войска Империи штурмуют маленький корабль и берут в плен всех оставшихся в живых и саму принцессу. Но сразу возникает вопрос: почему солдаты жестокой Империи не уничтожили всех на месте (они же предатели!), а вежливо попросили поднять руки и отпустили? И ещё один момент. Если принцесса похитила секретные материалы и хотела раскрыть государственную тайну, то почему её не пытали – тут же, на месте?»

Появись рецензия 40 лет назад, наверное, кто-то и поверил бы. Но сейчас любой желающий может прокрутить в компьютере нужный эпизод серии «Звёздные войны. Новая надежда» и увидеть, что на 8 минуте 27 секунде Дарт Вейдер приказывает уничтожить экипаж корабля принцессы Леи и на 41 минуте 16 секунде начинает её пытать с помощью зловещего допросного дроида. Когда же барышня выдерживает пытки и зондирование мозга, Таркин угрожает ей уничтожением родной планеты и приводит угрозу в исполнение.

Мистер Рот не может пропустить этот эпизод, но доказывает, что Лея с друзьями не лучше: «Признаю, в сериале есть один момент, когда Империя демонстрирует свою жестокость и выступает как Империя Зла. Это эпизод, когда уничтожается целая планета, которая может стать угрозой режиму. Вот это по-гитлеровски! Но только не будем забывать, что флагман Империи «Звезда Смерти», который уничтожили повстанцы, был размером с маленькую луну. И республиканцы совершенно не расстраивались, что миллионы людей, находящихся там, погибли. А ведь повстанцы и джедаи – представители Светлой стороны силы – должны быть добрыми. Они должны отдавать себе отчёт, что убийство такого множества людей нельзя рассматривать как подвиг – это аморально!»

Опять расчёт на людей, которые «Новую надежду» не смотрели и не знают: «Звезда смерти» — военный объект, не имеющий на борту ни одного гражданского лица. Сравнивать его разрушение и взрыв планеты населённой сотнями миллионов мирных жителей всё равно, что ставить рядом потопление американцами японского линкора «Ямато» и сброшенную ими же атомную бомбу на Хиросиму.

Дальше Рот возмущается, что в «старой доброй республике Энакин Скайуокер (будущий Дарт Вейдер) и его мама, Шми живут в рабстве», а под заголовком «Арийская космическая раса» прозрачно намекает на пропаганду Лукасом нацизма: «Создатели фильма убеждают зрителей, что люди с правильной генетикой, то есть с генетикой джедая, имеют право управлять всеми остальными».

Суровые обвинения! Только Республикой управляют не джедаи, а демократически избранный Сенат. Освободить Скайуокеров от рабства он не в силах: на 26 минуте 50 секунде серии «Скрытая угроза» сообщается, что на планету Татуин, где проживают мама с сыном, власть республики не распространяется. А на 33 минуте 58 секунде хозяин Энакина и Шми даже отказывается принимать республиканские деньги. Возлагать на Республику вину за рабство в зарубежном криминальном анклаве столь же странно, как требовать от Китая ответить за преступления колумбийской наркомафии.

Однако у политической пропаганды свои законы, и если кто-то желает вытащить из угла потрёпанную метлу партийной критики от идеологического отдела ЦК КПСС, почему нет? Можно даже привлечь старые проверенные кадры. Например, Кирилла Разлогова, который теперь не просто знатный рецензент, но и президент Гильдии киноведов и кинокритиков России. Или Андрея Балабуху, пытающегося скинуть с пьедестала генералиссимуса Суворова, заявляя о его разгроме доблестными солдатами Наполеона.. К сожалению, литератора Юрия Яковлева с нами уже нет. Зато есть надежда, что его сын — израильский писатель Эзра Ховкин унаследовал таланты отца и поможет отвратить российских зрителей от идеологически вредного кино.