Предложили сотрудничать в "МаКаке". Дал текст для пробы. Сказали, что очень интересно, обещали поставить с поправками, согласовав их со мной и исчезли.Передал в два злобных сетевых издания, там пошло.
Попадья и жаба
Почему питерские менты разогнали у гостиницы "Астория" известных своим бескорыстием юных путинят? Ведь те собрались закидывать дымовыми шашками и прочими боеприпасами неприятных Кремлю лимоновцев. До недавнего времени блюстители порядка "путинюгенды" усердно крышевали и вдруг - такой жестокий облом! Мальчики пострадали исключительно по причине собственной серости. Они шли громить лидера НБП Эдуарда Лимонова, которого еще недавно держали в тюрьме, и которому только что сорвали творческий вечер в клубе "Пир. О. Г. И.". Но в "Астории" статус Эдуарда Вениаминовича временно изменился. Там сидел Лимонов - председатель Малого Жюри стремительно вползающей в официоз премии "Национальный бестселлер". А раз так - буянить вокруг ее вручения никакой наемной шпане не позволено!
Что такое бестселлер? Согласно словарю Ожегова - "популярная, быстрее других раскупаемая книга". Национальные бестселлеры для русского народа пишут в основном Донцова с Марининой, но организаторам премии оценивать такое явно ниже собственного достоинства. Согласно их собственной рекламе "Бестселлер" - "главная негосударственная литературная премия России, имеющая наибольшее влияние на общество". Реально, влияние не шибко отличалось от прочих букеров, но в 2002 году шум удалось поднять изрядный. Тогда за политический боевик "Господин Гексоген" приз получил редактор газеты "Завтра" Александр Проханов, прямо со сцены передавший деньги на нужды политзаключенного Лимонова.
Ввиду абсолютной безобидности литературного творчества Проханова особой крамолы тут не было, и недаром решающий голос за "Гексоген" отдал доверенный банкир президента Владимир Коган. Однако прочие члены жюри, поддерживая Проханова, откровенно показывали фигу начальству, да и передача денег Лимонову выглядела слишком вызывающе. Премия явно нуждалась в отеческой порке с приведением в нужный формат.
С кем и как шли доверительные беседы не суть важно, но всего через три года, на "Бестселлере" окончательно воцарились тишь да гладь. В 2005-ом явный фаворит премии ветеран двух чеченских войн Захар Прилепин с треском пролетел мимо кассы. Его "Патологии" вряд ли могли прийтись по душе валютным правозащитникам, но кормящимся от корыта Сергея Иванова патриотам они оказались совсем не в тему. Потому лауреатом стал малоизвестный в узких кругах, не вылезающий из обвинений в плагиате, но зато ранее удостоенный "Букера" и очень политкорректный эмигрант Михаил Шишкин. В нынешнем году его сменила еще более политкорректная зеленая плюшевая жаба.
То есть официально премию дали телеведущему Дмитрию Быкову за прилизанную биографию Пастернака, но по факту в зале сидела именно похожая на Быкова жаба. Биограф поэта и по совместительству автор доброй сказочки о том, как удалец-молодец Владимир Владимирович президентом США стал, пребывал в Париже. За себя он оставил плюшевого друга, которому и достались все почести. Лимонов не голосовал. Статус председателя позволял вмешаться лишь в случае разделения голосов жюри поровну, но жабья фракция взяла большинство с первого захода.
Сравнивать биографии из серии "Жизнь замечательных людей" с политическими боевиками "Санькя" Захара Прилепина и "2008" Сергея Доренко, все равно как запускать Алсу в оперу или "Алису" на "Евровидение". Но, Прилепин - активист НБП, Доренко костерит власть не хуже лимоновцев, еще один пролетевший номинант Андрей Рубанов представил основанный на собственном опыте нелицеприятный очерк жизни нынешней зоны. И, наконец, Павел Крусанов в "Американской дырке", всласть поглумившись над Штатами, отправил их в преисподнюю.
Такие писатели нам не нужны! Пусть радуются, что пока сидят в "Астории", а не в "Крестах", невольно помогая начальству продемонстрировать либерализм. Честная победа над смутьянами биографа любимого на Западе Пастернака с одновременным открытием памятника почти столь же любимому там Собчаку, смотрятся красиво, обходятся недорого и наверняка придутся по вкусу посланцам "Большой Семерки".
Ну, а для демонстрации державности пред соответствующей публикой, у нас есть другая литературная пайка - Российская национальная премия "Поэт" от РАО "ЕЭС". В нынешнем году правая рука Чубайса Леонид Гозман вручил награду слабо заметной невооруженным глазом Олесе Николаевой.
"Не носатому Мойше, а простой русской попадье дали!" - возликовали патриотические литераторы того же калибра - "Однозначно нашими молитвами Рыжий Изверг из Савла в Павла обернулся!". Болезные делают вид, что чубайсовская лауреатка - супруга скромного сельского батюшки. Между тем ее благоверный - отец Владимир Вигилянский, хоть всего десять лет, как принял сан, уже глава патриаршей пресс-службы. Сделал бы он такую карьеру, не трудясь в эпоху разгула демократии в "Огоньке", "Московских Новостях" и "Нью-Йорк Таймс", а идейно не особо отличась от благодетелей матушки? Ой, сомневаюсь! Зато перспективы российской литературной номенклатуры при дальнейшем углублении вертикали власти представляются совершенно очевидными.
В опубликованном двадцать лет назад романе "Имущество движимое и не движимое" местопребыванием литературных либералов и державников четко определялась лакейская. Барин, то бишь, кремлевское начальство, сперва давал пряник одному холопу и палкой по горбу другому, а потом радикально менял свои эстетические пристрастия. Автор "Имущества" - Юрий Козлов - знал, о чем писал. Сын и тесть известных писателей-патриотов, подробности быта родственной среды изучил с пеленок.