ФАКК you!

Петербургский писатель подал в суд на зарвавшихся киночиновников

До сих пор помню примечательный эпизод из американского вестерна. Два ковбоя играют в карты, одному хронически не везет, и соперник вот-вот заберет у него последнюю клячу. Тогда проигрывающий резко меняет правила игры. «Fuck you!» – рычит он, опрокидывает стол и со всей силы лупит партнера рукояткой кольта по лбу. (А чтец русского текста, сдавленно хихикая, переводит рычание в целомудренное «Пошел ты!».)

Я не знаю, смотрел ли тот фильм пламенный поклонник американского образа жизни, большой любитель русского мата, бывший министр, а ныне глава Федерального агентства культуры и кинематографии (ФАКК) Михаил Швыдкой. Но вот методы работы его ведомства поневоле заставляют вспомнить о замашках лихого сына прерий. Петербургский писатель Борис Костин испытал их на себе в полной мере, когда решил экранизировать свою историческую повесть о князе Владимире.

Написав сценарий и заручившись содействием нескольких известных кинодеятелей, Костин отправил текст на конкурсную комиссию ФАКК. Приглянись сценарий комиссии, и съемочная группа могла рассчитывать на бюджетное финансирование, рекламу по государственным каналам и другие приятные вещи.

Рассмотри эксперты ФАКК работу Костина в установленном порядке и признай ее слабой, никаких бы вопросов не было. Вкусы у всех разные, и даже мнение классиков тут не помогает. Толстой не переваривал Шекспира, Бунина тошнило от Достоевского, а о творческой братии калибром помельче и говорить нечего. Соратники Михаила Ефимовича имели полное право воспользоваться служебным положением и законно завернуть команду Бориса Акимовича, но, похоже, они решили обойтись без лишних формальностей. Заместитель Швыдкого Александр Голутва объявил последним днем подачи конкурсных заявок 31 августа прошлого года, Костин отправил свой сценарий 17 августа, ФАКК его принял и… не стал рассматривать! Почему? До начала нынешнего года не успели, а с 1 января порядок государственного финансирования фильма регулируется федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Значит, все, кого высокоученое жюри не соизволило оценить, могут идти лесом и в следующий раз подавать на общих основаниях.

Между тем в законе №94-ФЗ помимо прочего есть пункт 2 статьи 64. И там черным по белому написано: «В случае если извещение о проведении конкурса на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд опубликовано до 1 января 2006 года, проведение конкурса и подведение его итогов осуществляются в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Федерального закона».

Поскольку господин Голутва известил о проведении конкурса 18 мая, ФАККеры были однозначно обязаны рассмотреть сценарий Костина на общих основаниях. Они этого не сделали и нарвались на иск в Тверской федеральный суд Москвы. О его решении «Версия в Питере» сообщит, как только оно будет оглашено, а вот о причинах столь беспардонного поведения киношного начальства можно порассуждать уже сейчас.

Возможно, налицо обычное разгильдяйство. Видя, как господин Швыдкой порхает по светским вечеринкам и телешоу, его подчиненные вряд ли испытывают особое трудовое рвение. С другой стороны, поскольку Костин далек от столичной тусовки, его могли просто завернуть ради родного человечка. И, наконец, между сценаристом и оценщиками его творчества вероятны чисто эстетические разногласия.

О достоинствах работы Костина можно спорить, но одного в ней нет точно – стремления облить дерьмом российскую историю. Не думаю, что это может понравиться члену комиссии Эдуарду Володарскому, недавно порадовавшему нас «Штрафбатом». Да и сам Швыдкой, только что выделивший 700 миллионов рублей на довольно пахучих «Сволочей», вряд ли испытал особую радость от питерского соискателя…

На кой ребятам картина, где обитатели России не представлены пьяным быдлом? Для чего ставить фильмы, где правители страны, возглавлявшие ее до 1991 года, не только свихнувшиеся садисты или тупые бездельники? Насмотрятся их достопочтенные кинозрители да и подумают, что зазря пятнадцать лет назад страну развалили. Или, чего еще хуже, замыслят о привлечении некоторых российских властителей к ответу за государственную измену. И придется бедолагам бежать за бугор, доказывая свое право на пенсион политических беженцев. А там наглый молодой чиновник-афроамериканец брезгливо посмотрит засаленные бумажки и бросит: «Fuck you, old goat!»